Грипп и ОРВИ
Санпросвет
Об управлении
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
C Днем Победы
Поддержка участников СВО
Направления деятельностиЗащита прав потребителейШкола потребителя

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области (далее – Управление) в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует о возможных рисках при заключении дистанционным способом договоров купли-продажи и оказания различного рода услуг.

В соответствии с пунктом 3.1. статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно оформляться в письменной форме, если иное не предусмотрено законом.

Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на приобретение платных дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).

Вместе с тем, по информации, поступившей из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  продолжают выявляться случаи нарушения контролируемыми лицами установленных законодательством запретов.

Так, например, при оформлении на сайте интернет-магазина договора купли-продажи технического товара с использованием заемных денежных средств заявка на предоставление займа уже содержит отметки о согласии покупателя с дополнительными платными услугами по страхованию жизни и здоровья, СМС-информированию и дополнительной защиты заемщика.

Имеется практика когда кредитная организация автоматически подключает платные СМС и Push-уведомления при оформлении дебетовой карты в мобильном приложении посредством заполнения чек-боксов и введения одноразового кода. При этом информация о предлагаемых дополнительных платных услугах на экранных формах документов не отображается, согласие на оказание таких услуг не запрашивается, а в заявлении на комплексное банковское обслуживание  уже имеется предустановленное согласие (машинописная отметка) на подключение услуги «пакет оповещений Карты+» (первые 30 дней уведомления бесплатны, в последующем стоимость услуги составляет 79 руб. в месяц).

Другая кредитная организация использует практику оформления заявления о предоставлении финансовых продуктов, предусматривающую проставление клиентом отметок только при его несогласии с оказанием дополнительных платных услуг СМС-уведомлений и (или) заключения договора связи с оператором связи, то есть при непроставлении такой отметки считается, что клиент предоставил согласие на оказание ему дополнительных платных услуг и (или) заключение договора связи с мобильным оператором.

Также выявлен случай, когда на сайте интернет-провайдера к продаже предлагается оборудование, в том числе wi-fi роутеры, в карточках которых вместе с подробной информацией о характеристиках каждого товара предложено несколько способов оплаты - за счет собственных средств либо в рассрочку, фактически являющуюся кредитным продуктом, при этом выбор оплаты уже изначально предпроставлен на варианте оплаты в  рассрочку.

Рекомендуем потребителям учитывать данную информацию о недобросовестных действиях продавцов и исполнителей при оформлении договоров купли-продажи товара и договоров на оказание услуг (выполнение работ) дистанционным способом.

Обращаем внимание, что на государственном информационном ресурсе для потребителей и в информационной библиотеке сайта Моифинансы.рф (https://моифинансы.рф/) размещены информационные материалы по теме Безопасности финансовых услуг.

Кроме того на портале «Госуслуги» открыт раздел «Жизненные ситуации: финансовое мошенничество» https://www.gosuslugi.ru/life/details/financial_fraud, позволяющий узнать о правилах финансовой безопасности в онлайн среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, и описывающий механизм действия в интернете финансовых пирамид и других мошеннических схем на рынке инвестиций.

Версия для печати       Сохранить в DOC