Грипп и ОРВИ
Санпросвет
Об управлении
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
C Днем Победы
Поддержка участников СВО
Направления деятельностиЗащита прав потребителейСудебная защита прав потребителей

Об итогах работы Управления Роспотребнадзора по Липецкой области по защите прав потребителей за 9 месяцев 2024 года

 

            За 9 месяцев 2024 года в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области (далее - Управление) поступило 1919 обращений по вопросам защиты прав потребителей. В структуре обращений 47 % связано с нарушением прав потребителей в сфере розничной торговли, сферы услуг касалось 53 % обращений (в основном это деятельность на финансовом рынке, жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, бытовое обслуживание населения, медицинские услуги).

            Всего в отчетном периоде при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей специалистами Управления проведено 1077 контрольных (надзорных) мероприятий, в числе которых преобладали  мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицами, выявлено 2654 нарушения обязательных требований законодательства  в сфере защиты прав потребителей.

            По указанным фактам контролируемым лицам объявлено 820 предостережений о недопустимости нарушений, составлен 191 протокол об административных правонарушениях, на рассмотрение в судебные органы направлено 138 материалов. Контролируемым лицам назначена административная ответственность в виде предупреждений и административных штрафов на общую сумму 1,4 млн. руб.

            В целях профилактики нарушений обязательных требований  Управлением проведено 2433 профилактических мероприятия - предоставлено 569 информационных материалов, проконсультировано 720 контролируемых лиц, проведен 201 профилактический визит, 123 контролируемых лица провели самообследование.

Реализован комплекс мер, направленный на повышение уровня информированности населения по вопросам защиты прав потребителей, Управление оказывало консультативную бесплатную помощь населению по различным вопросам - в рамках проведения тематических «горячих линий», а также в разделе «Виртуальная приемная» Государственного информационного ресурса по защите прав потребителей (ГИС ЗПП) в формате «вопрос-ответ» предоставлено 1204 консультации. Реализованы новые формы предоставления консультаций потребителям на базе филиалов МФЦ посредством использования видеосвязи в сети «Интернет».

Кроме того в ГИС ЗПП размещено 139 материалов судебной практики, 38 новостей об актуальных вопросах надзора в сфере защиты прав потребителей и судебной защите прав потребителей, 5 памяток потребителям.

Судебная защита потребителей осуществлялась путем дачи заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей, обращения в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей, а также неопределенного круга потребителей.

В отчетном периоде Управлением в суды представлено 72 заключения по гражданским делам в целях защиты прав потребителей (54 % заключений касалось споров, связанных с розничной продажей товаров и 46 % – со сферой услуг среди которых бытовое обслуживание, жилищно-коммунальные услуги, платные юридические и образовательные услуги, туристские услуги).

Всего в судебные органы Управлением направлено 103 исковых заявления (72 иска направлено в защиту неопределенного круга потребителей,  31 иск в защиту прав конкретных потребителей), что в 1,7 раза больше аналогичного периода 2023 года (59 исков).

Основная часть исков в защиту неопределенного круга потребителей  подана по результатам мониторинга сайтов в сети «Интернет», содержащих предложения о дистанционной продаже табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции - о признании запрещенной для распространения в Российской Федерации информации о дистанционной продаже указанной продукции.

Большая часть исков в защиту прав конкретных потребителей касалась сферы розничной торговли (24 иска), в сфере услуг иски касались бытового обслуживания населения, услуг связи, платных образовательных и юридических услуг, туристких услуг. 

Так, к примеру в октябре 2023 года между потребителем, являющимся членом семьи участника специальной военной операции, и индивидуальным предпринимателем  был заключен договор на оказание услуг по изготовлению комплекта кухонной мебели стоимостью 160 000 руб. в соответствии со спецификацией и эскизами.

Согласно условиям договора потребитель производит предварительную оплату в размере 80 000 руб., а изготовитель обязуется доставить комплект кухонной мебели  в течение 60-ти дней со дня заключения договора. Потребителем обязательства по предварительной оплате  в размере половины стоимости договора выполнены в день заключения договора, однако никаких действий по исполнению обязательств в установленный условиями договора срок изготовитель не предпринял.

Поскольку претензии потребителя о возврате денежных средств за не исполненный договор остались без удовлетворения, он обратился в Управление и по результатам изучения материалов установлено наличие оснований для судебной защиты нарушенных прав потребителя.

В иске Управлением заявлены требования о расторжении договора и взыскании с ответчика предварительно уплаченного аванса  по договору, неустойки за нарушение установленных сроков оказания услуг, компенсации морального вреда, а также штрафа за неудовлетворение ответчиком требований потребителя в добровольном порядке.

Судом по итогам рассмотрения гражданского дела в пользу потребителя взысканы предварительно уплаченные денежные средства в размере 80 000 руб., неустойка 80 000 руб., компенсация морального вреда 5 000 руб. и штраф 82 500 руб. Всего в пользу потребителя присуждено 217 500 руб.

Кроме того в 2024 году по инициативе суда Управление в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено для дачи заключения к участию в следующем гражданском деле. 

Согласно материалам дела в октябре 2022 года между потребителем и исполнителем ООО «Эдем Клиник» заключен договор на оказание косметологических и медицинских услуг стоимостью 72 000 руб. Согласно сертификату исполнитель обязался оказать 5 процедур Comodex (Christina), 6 процедур плазмолифтинга лица, 21 процедуру Smas-лифтинга живота. Возможность оплаты договора предоставлялась в следующих вариантах: единовременно, поэтапно и путем кредитования. Для оплаты стоимости договора потребитель заключил кредитный договор с ПАО «МТС-Банк».

Учитывая, что услуги по процедуре  Comodex оказаны не были, а остальные процедуры были оказаны с существенными нарушениями гигиенических норм и неудовлетворительного качества, а также в связи с отсутствием по мнению потребителя положительного результата по итогам выполнения услуг, он обратился к ООО «Эдем Клиник» и ПАО «МТС-Банк» с требованиями о расторжении договора на оказание услуг и кредитного договора, а также возврате уплаченных им денежных средств. В связи с неудовлетворением исполнителем и кредитором требований потребителя в добровольном порядке, он был вынужден обратиться в суд с исковым заявлением.

С учетом статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающей право потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги потребовать соответствующего уменьшения цены оказанной услуги Управление представило суду заключение о признании требований  потребителя  к ООО «Эдем Клиник» законными и обоснованными.

По итогам рассмотрения гражданского дела судом вынесено решение о взыскании с исполнителя в пользу потребителя денежных средств в размере 62 492 руб., компенсации морального вреда 15 000 руб., а также штрафа  в размере 38 746 руб. за несоблюдение исполнителем в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. В исковых требованиях к кредитору о расторжении кредитного договора  судом отказано, так как согласно условиям договора потребительского кредита цель использования кредита определялась потребителем самостоятельно. Общая сумма, подлежащая взысканию с исполнителя, составила 116 238 руб.

Всего в результате деятельности Управления по рассмотрению обращений и судебной защите в пользу потребителей присуждено 14,885 млн. рублей, в том числе компенсация морального вреда 861,2 тыс. рублей.

Версия для печати       Сохранить в DOC